В немецкой традиции
Концерт • 6+
03
декабря
среда
среда
19:30
Стоимость билетов
700 - 2500 ₽Расписание и билеты
- декабрь
пн
1
вт
2
ср
3
чт
4
пт
5
сб
6
вс
7
пн
8
вт
9
ср
10
чт
11
пт
12
сб
13
вс
14
пн
15
вт
16
ср
17
чт
18
пт
19
сб
20
вс
21
пн
22
вт
23
ср
24
чт
25
пт
26
сб
27
вс
28
пн
29
вт
30
ср
31
Барокко и романтизм — две эпохи в музыкальном искусстве Европы, отличающиеся друг от друга идеями, музыкальным языком, палитрой жанров. Рассматривая оба столетия в контексте немецкого органного искусства, можно выделить преемственность традиций, которые композиторы-романтики унаследовали от мастеров предыдущей эпохи.
Ведущими жанрами в органном наследии Баха являются циклы прелюдий и фуг и обработки хорала. Фантазия и фуга до минор — одно из самых философских, задумчивых сочинений Баха. Это произведение очень ярко демонстрирует суть всей риторической музыки эпохи барокко: воздействовать на слушателя своей выразительностью и глубиной высказывания, вызывая у него определённые эмоции. Музыка прелюдии начинается с риторической фигуры exclamatio, которая означает «взволнованное восклицание». В фуге особое внимание привлекает вторая тема, представляющая собой напряжённое восходящее хроматическое движение. В целом музыкальная ткань цикла пронизана стонущими, щемящими интонациями, которые играют ключевую роль в формировании аффекта произведения.
Хоральная партита по форме представляет собой вариации на хорал, количество которых обычно совпадает с числом хоральных строф. Среди четырёх хоральных партит Баха наиболее совершенной считается «O Gott, du frommer Gott» BWV 767. Здесь композитор не только значительно расширяет масштабы цикла, наполняя его глубоким образно-эмоциональным содержанием и риторическими фигурами, но и вводит облигатную (обязательную) партию педали.
Трёхголосная Пастораль фа мажор — единственное сочинение Баха в этом рождественском жанре; оно олицетворяет поэтическую идиллию народного стиля. Здесь композитор с помощью музыкально-риторических символов рисует картину рождественской ночи, очень лаконично «описывая» все её события.
Феликс Мендельсон-Бартольди — один из первых композиторов, который стал исполнять органные опусы Баха, способствуя распространению этой музыки среди разных слоёв населения. Отличительная особенность сочинений Мендельсона и последующих немецких композиторов-органистов — глубокая связь с музыкой барокко и в частности с творчеством Баха. Органные сонаты Мендельсона op. 65 можно назвать своеобразными сюитами, в которых свободно совмещаются барочные и романтические жанровые образцы.
Соната до минор отличается компактностью и калейдоскопичностью образов: медленное вступление (Grave) органично подводит к «песне без слов» (Adagio), а блестящий и жизнерадостный полонез (Allegro maestoso e vivace) подготавливает в образном плане фугу — кульминацию произведения. Соната ре мажор открывается сдержанно-торжественным звучанием хорала, который оттеняется мрачной и немного тоскливой второй частью. Завершается цикл жизнерадостным, ликующим, полным энергией финалом. Фуга из второй сонаты, своеобразная «обработка» хорала в пятой сонате, — дань уважения Мендельсона традициям прошлого.
В творчестве Йозефа Габриэля фон Райнбергера также очень органично соединяются барочные и романтические традиции. В восьмой сонате композитор обращается к пассакалии, старинному жанру вариаций на повторяющуюся в басу тему. Вместе с тем финал сонаты отличается красочностью гармоний, впечатляющей выразительностью мелодических линий и разнообразием запечатлённых в музыке тонких душевных состояний.
Исполнитель:
Светлана Фурник (орган).
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Фантазия и фуга до минор, BWV 537;
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Соната № 2 до минор, ор. 65/2: Grave, Adagio, Allegro maestoso e vivace, Fuga: Allegro moderato;
Иоганн Себастьян Бах — Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767;
Феликс Мендельсон-Бартольди — Соната № 5 ре мажор, ор. 65/5: Andante, Andante con moto, Allegro;
Иоганн Себастьян Бах — Пастораль фа мажор, BWV 590: Alla Siciliana, Allemande, Aria, Alla Gigue;
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) — Пассакалия из Сонаты № 8 ми минор, ор. 132.
Популярные события
Подробнее
0+
1300 - 3000 ₽
Цирк «VIVAT»
04 октября
–
30 ноября
Парковка ТРК «Гранд Каньон», г. Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 154
1300 - 3000
Подробнее
0+
1000 - 3000 ₽
Цирк «Золотой Дракон»
22 ноября
–
21 декабря
Парковка ТРЦ «Жемчужная плаза», г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 51
1000 - 3000
Похожие мероприятия
Подробнее
6+
1600 - 1600 ₽
Подробнее
0+
850 - 950 ₽